Пустой белый квадрат без видимого содержимого или объектов.

Уникальные визуально-интерактивные решения для вашего проекта

НАШИ КОНТАКТЫ

Введение: что такое нитяные шторы?

Нитяные шторы (также называемые нитяными занавесами, нитевыми занавесами, веревочными занавесами или задником из ниток) представляют собой панели из множества длинных, тонких параллельных нитей вместо сплошной ткани. Все нити закрепляются сверху на специальной тесьме или ленте, образуя занавес . В отличие от традиционных тканевых занавесей, нитяные шторы не имеют сплошной поверхности, а состоят из множества вертикальных нитей. Благодаря этому нитяные занавесы обладают уникальными свойствами: они полупрозрачны, легки и гибки, при этом могут иметь большие размеры без видимых швов между панелями . Отсутствие сплошного полотна позволяет свету, воздуху и даже людям проходить сквозь шторы, создавая интересные визуальные и функциональные эффекты в сценографии.

Если вы уже приняли решение купить нитяной занавес, свяжитесь с нами сейчас – мы подберем наилучший вариант и сделаем предложение.

Если еще не решили – читайте дальше и узнайте о всех возможностях этого удивительного материала

Основные физические характеристики профессиональных нитяных штор включают высокую плотность нитей и огнестойкость материалов. Типичная дизайнерская нитяная штора может иметь около 16 нитей на дюйм (около 6 на сантиметр) по ширине. Нити обычно изготавливаются из полиэфирного огнестойкого волокна IFR (часто под маркой Trevira CS), сохраняющего огнестойкость даже после стирки . Вес материала обычно варьируется от 300 до 450 г/м², что указывает на плотную текстуру нитяного занавеса. Некоторые модели содержат металлизированные нити (люрекс) для создания блеска; занавес с люрексом обычно состоит на 90% из полиэстера и на 10% из металлических нитей и имеет меньший вес около 180 г/м². Стандартная ширина готовых панелей – около 2 м, но благодаря отсутствию боковых швов несколько панелей могут легко соединяться для создания единой поверхности. Высота нитяных штор обычно изготавливается на заказ (5–12 м и более) в соответствии с размером сцены или пространства. Верхняя часть занавесов оснащается завязками, люверсами или лентой-липучкой для крепления на треки или штанги, как обычный сценический занавес.

Нитяные занавесы представляют собой вертикальные ряды разноцветных нитей серого, золотого, желтого, коричневого, красного, черного и бежевого цветов, создающие эффектный полосатый и фактурный вид.

Таким образом, нитяные шторы представляют собой занавесы в виде длинной бахромы, состоящие из множества параллельных нитей. Они создают экран, который является визуально проницаемым, обеспечивая частичную видимость и возможность эффектного освещения. Благодаря этим свойствам нитяные занавесы стали популярными в современной сценографии для создания легких перегородок, динамичных фонов и интерактивных элементов сцены.

Художественное применение в современной сценографии

Современные дизайнеры театра, выставок, инсталляций, концертов и мероприятий активно используют нитяные шторы благодаря их художественной многофункциональности. Если раньше нитяные занавесы использовались в ретро-интерьерах (например, в казино и мотелях середины XX века для придания атмосферы таинственности), то сегодня они нашли применение во многих сценографических контекстах.

Театральные постановки и сцена

В театральной сценографии нитяные занавесы выполняют как практические, так и драматургические задачи. Они могут служить полупрозрачными «стенами» или завесами, определяющими пространство и одновременно позволяющими актерам и свету проникать сквозь них. Режиссеры используют их для создания эффекта таинственности: действия могут частично скрываться за нитяным занавесом, а затем раскрываться при движении актеров или смене освещения. Благодаря своей полупрозрачности, нитяные занавесы идеально подходят для создания силуэтов — при задней подсветке зрители видят тени актеров, что широко используется в танце и драме.

Например, в современном цирковом спектакле MUTE (Франция, 2021) нитяной занавес стал главным задником сцены. Во время представления на нем отображались красочные прожекторы и проекции, а акробаты активно взаимодействовали с ним, проходя сквозь нити .

В постановке фестиваля Ravenna “Pietra di diaspro” нитяные шторы NTR-Tripolina сыграли ключевую роль в создании сценического пространства. Белые и чёрные нитяные занавесы формировали не только визуальные границы сцены, но и служили динамическими поверхностями для видеопроекций и световых эффектов. Благодаря полупрозрачности материала актёры могли появляться и исчезать, создавая иллюзию растворения в световых и отражательных слоях.

Центральный элемент сценографии — круглый занавес из белой нитяной шторы, спускающийся над полусферой, — использовался для демонстрации проекций, подчёркивающих тему спектакля. Проекции слоились и отражались с помощью фонов ZSM – Magic Mirror, создавая многослойную картину взаимодействия света, отражений и движения. Игра света через нитяные занавесы позволяла зрителям воспринимать сцену как живую текстуру, изменяющуюся в зависимости от освещения и положения актёров.

Таким образом, нитяные шторы в “Pietra di diaspro” не были просто фоном: они стали активным участником спектакля, подчёркивая его атмосферу многомерности, иллюзии и плавной трансформации пространства.

Нитяные шторы также используются для сценических переходов и эффектных появлений. Итальянский производитель Peroni S.p.A. отмечает, что с их занавесами Tripolina актерам удобно переходить с одной стороны на другую, что сложно осуществить с жесткими декорациями.

Таким образом, нитяные занавесы активно используются театральными постановщиками для создания атмосферных эффектов и гибкой сценографии, открывая широкие возможности для творческих решений.


Опера и балет

В опере и балете нитяные шторы используются для создания сюрреалистических сценических пространств. Яркий пример — постановка «Волшебная флейта» в Pacific Opera Victoria (Канада), где нитяной занавес применялся для имитации волшебного леса с глубокой многослойностью пространства.

Тонкие нити занавеса создавали туманную, мечтательную атмосферу на сцене.
Аналогично, в экспериментальных спектаклях и мультимедийных постановках проецировали видеоконтент на нитяные шторы, создавая эффект «парящих» изображений. В упомянутом спектакле “Losing Her Voice” проекция на занавес из нитей создавала текстурированный, почти голографический эффект — изображение сохраняло четкость, но из-за промежутков между нитями приобретало призрачный характер.

Как отмечено в одном из блогов по сценографии, нитяные шторы на сцене «добавляют глубину декорациям и прекрасно улавливают световые эффекты», одновременно вызывая у зрителя любопытство к тому, что скрывается за ними .

Итог: театральные практики используют нитяные шторы для создания динамичных перегородок, совмещающих функции экрана, полупрозрачной сетки и прохода. Они усиливают атмосферу спектакля (будь то таинственная, гламурная или воздушная) и открывают новые возможности для инсценировки: от создания силуэтов и видеопроекций до эффектных выходов актеров через декорации.


Выставки и художественные инсталляции

Музеи и художники-инсталляторы открыли для себя нитяные шторы как средство моделирования пространства и создания особых визуальных впечатлений.
В выставочном дизайне нитяные занавесы часто используются в качестве декоративных перегородок или фонов, гармонирующих с основным содержанием экспозиции. Они особенно ценятся за прозрачность — позволяя разделять зоны или направлять поток посетителей, при этом сохраняя видимость между пространствами и пропуская свет .

Эта мягкая сегментация особенно полезна в галереях, где важно подогревать интерес посетителей к следующему разделу выставки, не полностью закрывая его от обзора. Как отмечает ShowTex, «прозрачность нитей вызывает любопытство аудитории, поскольку они могут мельком увидеть, что находится по ту сторону, не раскрывая всех деталей» .

Иными словами, нитяные шторы создают элегантные, полупрозрачные стены, сохраняя ощущение открытого пространства, которое было бы уничтожено сплошными перегородками.


Показательный пример — Музей стекла в Такоме (штат Вашингтон, США), где нитяные шторы использовались в иммерсивной художественной инсталляции «Ворон и Коробка Дневного Света» художника Престона Синглетари.


В этой экспозиции, основанной на мифологии народа тлинкит, большой индивидуально изготовленный нитяной занавес служил изогнутым задником, на который проецировались драматические изображения природы.
Занавес из бесчисленных серых нитей создавал потустороннюю атмосферу — проекции текущей воды и неба словно парили в воздухе, а вертикальные линии занавеса добавляли эффект мерцающего дождя к визуальному восприятию.

При этом посетители могли обходить центральные скульптуры (стеклянные изображения клановых реликвий и мифических существ) и видеть проекцию с обеих сторон занавеса благодаря его полупрозрачности.
Свет и звук свободно проходили через нити, окутывая зрителей.
Использование нитяной шторы позволило дизайнеру превратить обычный выставочный зал в иммерсивную среду света и тени.
Как отмечалось в описании выставки: «Ворон и Коробка Дневного Света погружает посетителей в путешествие… от темноты к свету», причем полупрозрачный занавес усиливал этот эффект, попеременно светясь проекциями или исчезая в почти полной невидимости.

Этот проект демонстрирует, как нитяные занавесы могут быть эффективно использованы в музейной сценографии для создания визуальной глубины и настроения, одновременно служа как холстом для проекций, так и полупрозрачной вуалью.


Нитяные шторы в художественных инсталляциях

В инсталляциях нитяные шторы высоко ценятся за их кинетические и сенсорные качества.
Мягкое покачивание нитей может реагировать на внешние факторы (например, на потоки воздуха или взаимодействие аудитории), что делает пространство «живым».

Некоторые интерактивные инсталляции приглашают посетителей проходить сквозь висящие нити или бисерные занавесы; использование именно мягких нитей, а не твердых бусин, обеспечивает тихое и тактильное взаимодействие (поскольку нити не издают звука, в отличие от металлических или пластиковых бусин).


Дизайнеры выставок также используют нитяные шторы для организации движения посетителей в пространствах с открытой планировкой.
Серия правильно размещённых «стен» из нитяных занавесов может органично направлять поток людей через выставочные пространства или зоны впечатлений .

Поскольку шторы из нитей можно изгибать или придавать им форму (гибкие нити могут следовать за любой кривой), у дизайнеров появляется свобода создавать лабиринты или волнообразные планировки, чего невозможно достичь при помощи жёстких стен .

Органически изогнутые занавесы — например, круговые ограждения или волнообразные перегородки — использовались для создания уютных зон в больших залах  или для выделения конкретных экспонатов с помощью своеобразной «рамки» из нитей вокруг них.

Результат — это часто интересная игра между прозрачностью и разделением: посетители ощущают плавный переход между пространствами вместо резкой смены залов.

И, что очень важно, любые конструкции, доступные для широкой публики, должны соответствовать нормам безопасности: нитяные шторы с огнестойкостью отлично подходят для общественных экспозиций, поскольку соответствуют требованиям пожарной безопасности и одновременно добавляют неожиданный, элегантный элемент дизайна .


Инсталляции, акцентирующие внимание на визуальных эффектах, также активно используют нитяные шторы для проекций и световых эффектов.
Мы уже видели, как проецируемые изображения приобретают «мистический оттенок» на нитяных поверхностях .

Художники также печатали изображения на нитяных занавесах (с помощью сублимационной или цифровой печати) для создания уникальных многослойных графических эффектов.

Например, компания ShowTex предлагает возможность индивидуальной печати на своих нитяных шторах, позволяя дизайнерам создавать изображение, фактически состоящее из вертикальных полос.

Полученное изображение может казаться цельным с расстояния, но по мере движения зрителя слегка рассыпаться — что создаёт очень интригующий эффект для арт-объектов .

Итог: выставочные проекты и художественные инсталляции ценят нитяные шторы за их эстетическую утончённость и пространственную гибкость: они могут превратить обычное помещение в многослойную среду, разделить пространство, не закрывая его, и передавать проекции или печатные изображения в призрачной, красивой манере.


Концерты и живые мероприятия

Концерты, гастрольные туры и живые мероприятия часто ищут сценические решения, которые будут одновременно эффектными и удобными в транспортировке — нитяные шторы идеально соответствуют этим требованиям.

В концертной индустрии нитяные шторы часто используются в качестве задников, полупрозрачных экранов или элементов декора, которые помогают создать ощущение глубины и драмы на сцене.

Три музыканта выступают на сцене с золотым мерцающим нитевым занавесом. Один играет на пианино, второй поет и играет на акустической гитаре, а третий поет в микрофон, играя на электрогитаре под теплым, драматичным освещением.

Световые дизайнеры любят направлять цветные прожекторы и движущиеся лучи на нитяные фоны, поскольку каждая из множества нитей улавливает свет под разными углами, создавая захватывающий эффект мерцания или свечения вокруг исполнителей .

Простую чёрную сцену можно мгновенно преобразить занавесом из золотистых нитей, переливающихся под прожекторами.

Как отмечает одна из компаний по сценическому оборудованию: «блеск и гламур на сцене гарантированы благодаря нитяным шторам… эти игривые нити прекрасно взаимодействуют с прожекторами, придавая вашей сцене дополнительный шарм» .

Для поп- и рок-концертов, стремящихся создать эффект «вау», металлические нитяные шторы являются лёгким выбором — они динамично отражают световые лучи и цветные эффекты в такт музыке .


Яркий пример — гастрольный тур норвежской певицы Marion Ravn в 2023 году, где основой сценического дизайна стали многослойные золотые нитяные шторы.
На сцене было подвешено несколько панелей занавесов на разных уровнях глубины, создавая богатый трёхмерный фон.

Под концертным освещением золотистые нити производили «завораживающее мерцание на протяжении всего представления», придавая шоу интимную, винтажную атмосферу, напоминающую телешоу 1970-х годов.

Кроме того, занавесы были расположены таким образом, что в их переплетении можно было разглядеть абстрактное написание имени артистки — изящная дизайнерская деталь, достигнутая за счёт определённой компоновки фрагментов бахромы.

После завершения тура команда постановщиков высоко оценила это решение, отметив, что полосы из нитей добавляли глубину, динамику и гламурность каждой площадке, при этом оставались чрезвычайно удобными для транспортировки.


Гастрольные шоу особенно ценят нитяные шторы за их портативность.
В отличие от массивного расписного задника или LED-экрана, нитяной занавес можно компактно свернуть в небольшой пакет без риска спутывания, а его вес будет минимальным.

Как указано в одном из руководств по сценическому дизайну: «нити очень лёгкие и гибкие… в упакованном виде они занимают крайне мало места. В общем, нитяные шторы — это идеальный элемент дизайна для гастрольных шоу» .

Пианист играет на сцене за роялем, освещенным прожектором. За его спиной ярко светятся красные и оранжевые портреты, обрамленные Нитяные занавесы. Музыканты сидят в тени по обе стороны.

Ещё одно преимущество — полиэфирные нити не мнутся: вы можете сложить или стянуть занавес в пучок, а после подвески он будет снова висеть ровно без некрасивых складок.

Это значительно упрощает подготовку между шоу (нет необходимости в отпаривании или аккуратной намотке, как в случае с большими тканевыми задниками).

Например, в упомянутом туре Марион Равн команда отметила, что их нитяной фон «оказался идеальным для гастролей», поскольку его можно было адаптировать к разным размерам сцены, и он всегда выглядел готовым к представлению.


Крупные концерты также использовали нитяные шторы для создания спецэффектов и тематического оформления сцены.
Электронная певица Бьорк применила нитяные занавесы в своём высокотехнологичном сценическом дизайне тура Cornucopia (2019 год), используя их как поверхности для проекций и воздушные перегородки, усиливающие потустороннюю атмосферу шоу .

Артисты в белом стоят на красных платформах в форме лепестков на драматической сценической сцене. Большие цифровые проекции и нитянные занавесы обрамляют лицо яркими, текущими цветами для сюрреалистического, захватывающего визуального эффекта.

Аналогично, на церемониях награждения и телевизионных шоу иногда украшают сцену сверкающими нитяными шторами, чтобы добавить ощущение роскоши и динамичности (например, конкурсы красоты или шоу талантов часто используют мерцающие бахромчатые занавесы в качестве обрамления сцены).

На соревновании по бодибилдингу Arnold Classic 2009 года компания Rose Brand предоставила крупные серебристые нитяные шторы, которые в сочетании с осветительными эффектами создавали вокруг спортсменов эффектные каскады света.

Сцена, украшенная прозрачными нитяными занавесами, светящимися круглыми лампами и яркими фиолетовыми, синими и розовыми прожекторами, создает элегантную атмосферу.

В данном случае нитяные шторы вместе с дополнительными тканями создали многослойное оформление сцены, с переливами света вокруг участников соревнований — эффект, который произвёл впечатление как на живую аудиторию, так и на телекамеры .


Помимо концертов, нитяные шторы активно применяются на корпоративных мероприятиях, выставках и гала-вечерах.
Организаторы мероприятий часто используют их для зонирования пространства (например, выделение VIP-зон, лаунж-зон, фотозон) более элегантным способом, чем стандартные трубчатые конструкции с тканью.

Тонкий белый нитяной занавес может, например, окружать коктейльную зону на конференции, создавая ощущение уединенности при сохранении открытости и лёгкости атмосферы.

Поскольку такие пространства должны соответствовать нормам пожарной безопасности, наличие нитяных штор, сертифицированных по стандарту NFPA 701 (с постоянной огнестойкостью), имеет принципиальное значение .

Организаторы могут использовать их с уверенностью, зная, что они соответствуют стандартам безопасности для мест массового скопления людей.

Пример: на автосалоне можно спрятать автомобиль за кольцом из нитей: в нужный момент внутренняя подсветка создаёт силуэт машины сквозь штору, после чего автомобиль эффектно выезжает через нити на публику.

Такой тип театрального раскрытия становится возможным благодаря сочетанию полупрозрачности и физической проходимости нитяного занавеса.


Итог: концерты и живые мероприятия используют нитяные шторы как ради зрелищности, так и ради практичности.
С визуальной точки зрения такие шторы создают мерцание, цветовые эффекты и глубину сцены, усиливая восприятие выступлений.
С логистической стороны они лёгкие, удобные в обращении и адаптируемые к разным площадкам, что делает их фаворитом для гастролей и разовых мероприятий.


Технические аспекты: материалы, освещение, звук и движение

Проектирование с использованием нитяных штор требует понимания их технических характеристик — от материалов изготовления до особенностей взаимодействия со светом, звуком и движением:


Материалы и конструкция.

Практически все современные сценические нитяные шторы изготавливаются из синтетических, огнестойких волокон.
Наиболее распространённый материал — полиэстер, особенно IFR-полиэстер (например, Trevira CS), который обладает постоянной огнестойкостью .

Это особенно важно, поскольку во многих странах законы требуют, чтобы сценические занавесы и декорации соответствовали строгим стандартам пожарной безопасности (например, EN 13501-1 Класс B или NFPA 701).

Нити могут также содержать волокна люрекса (металлизированной плёнки) для придания блестящего, отражающего вида .

Использование люрекса немного снижает общий вес и плотность занавеса (так как металлические нити обычно тоньше и более отражающие), но создаёт яркое сияние при освещении.

Некоторые декоративные нитяные шторы (например, для домашнего использования или вечеринок) изготавливаются из хлопка или вискозы, однако в профессиональной сценографии такие материалы встречаются редко из-за их высокой горючести и меньшей прочности.

Каждая нить в занавесе может быть выполнена в виде плетёного шнура или монофиламентной лески, в зависимости от конструкции; профессиональные изделия обычно используют мягкие нитевидные волокна толщиной около 1–2 мм для придания занавесу роскошного вида (например, модель “Macau” от компании Gerriets использует полиэфирные нити толщиной 1,3 мм) .


Нити закрепляются в верхней части путём прошивки или приклеивания их к крепёжной полосе.
Эта полоса часто снабжена люверсами, завязками или липучками для подвешивания и должна выдерживать вес всех нитей.

Некоторые конструкции предусматривают утяжеление нижнего края (например, добавлением тонких грузиков или планок), чтобы нити оставались натянутыми, но чаще всего их оставляют свободно свисающими.

Из-за тонкости нитей у нитяных штор нет традиционных подрубленных краёв — край определяется последней нитью с каждой стороны.

Это позволяет слегка перекрывать или стыковать несколько панелей без видимых швов или утолщений на стыках, создавая непрерывное поле из нитей .

Панели могут производиться в индивидуальных размерах; например, стандартные секции могут иметь ширину около 2 метров и высоту до 10–12 метров, а по специальному заказу возможны и более высокие варианты  .


Освещение и визуальное взаимодействие


Одно из важнейших достоинств нитяных штор заключается в том, как они взаимодействуют со светом. Сотни узких вертикальных поверхностей улавливают свет таким образом, как это невозможно для плоской поверхности.

При направленном освещении (например, прожекторами или движущимися лучами) каждая нить может поблескивать, так что занавес выглядит как будто «искрящийся» или подсвеченный изнутри .

Этот эффект усиливается, если материал имеет блестящую или металлическую текстуру.
Даже обычные матовые полиэстеровые нити будут отражать часть света, создавая мягкое сияние или ореол вокруг освещённой области.

Кроме того, из-за промежутков между нитями свет может также проходить сквозь них на задний план, позволяя создавать многослойные световые эффекты и различные комбинации прозрачности.

Например, можно подсветить сцену за занавесом одним цветом, а сам занавес другим, и зрители увидят их смешение — допустим, холодную синюю проекцию на заднике за нитями и тёплый янтарный свет на самих нитях, создавая богатую многослойную композицию.


Нитяные шторы также отлично подходят в качестве поверхностей для проекции изображений и видео.
При проецировании на белую или светлую нитяную штору изображение видно спереди на нитях и частично просвечивает на объекты за ними, создавая эффект парящей, полупрозрачной проекции .

Театральная сцена представляет собой фон старинной комнаты с красными стенами, люстрами, полками и элегантными Нитяные занавесы. Белые сферические реквизиты лежат на полу, а на переднем плане видны пустые сиденья.

Несмотря на промежутки между нитями, качественные проекции сохраняют удивительно высокую чёткость: изображение распределяется по каждой отдельной нити, и мозг зрителя объединяет их в цельную картину (с лёгким полосатым эффектом) .

Эта техника используется для создания глубины: например, абстрактные узоры могут проецироваться на переднюю нитяную штору, в то время как основное видео воспроизводится на заднем экране, создавая многослойный визуальный эффект.


Ещё один аспект освещения — цвет: нитяные шторы доступны в широком диапазоне цветов (и могут быть окрашены или напечатаны), поэтому дизайнеры часто выбирают нейтральные цвета, такие как белый, серый или чёрный, чтобы использовать их в качестве «хамелеона» под цветные фильтры.

Белая нитяная штора хорошо воспринимает цветное освещение и может казаться меняющей цвет в зависимости от сцены; чёрная штора исчезает в темноте или создаёт эффектные силуэты при задней подсветке.

Металлические золотые или серебряные занавесы особенно популярны для отражения света прожекторов и создания праздничной атмосферы .

Итог: световые дизайнеры любят нитяные шторы, потому что их можно подсвечивать спереди для создания плотного визуального эффекта, сзади — для создания силуэтов, изнутри — для эффекта свечения, а также использовать как поверхность для проекций — всё это с одним и тем же занавесом.


Акустика

 В отличие от плотных тканевых штор, нитяные шторы практически не влияют на распространение звука.

Пространства между нитями позволяют звуковым волнам свободно проходить, с минимальным затуханием.

Это является преимуществом во многих случаях: например, певец или оркестр, размещённые за нитяной шторой, будут слышны почти так же ясно, как если бы шторы вообще не было.

Следовательно, использование нитяного занавеса не заглушает живую музыку и не требует дополнительного усиления микрофонами, как в случае тяжёлой ткани.

Аналогично, если колонки расположены за нитяным занавесом (что иногда бывает на мероприятиях), звук без проблем проходит через нити.


Отсутствие акустического экранирования — одна из причин, почему нитяные шторы применяются в качестве перегородок на массовых мероприятиях:
они визуально зонируют пространство, но не изолируют его акустически, благодаря чему звуковая атмосфера помещения остаётся целостной.

Ещё одно акустическое преимущество заключается в том, что текстильные нити не создают шума при движении.

Это выгодно отличает их от альтернатив вроде занавесов из бусин или металлических цепочек: бусины могут стучать друг о друга, цепи — звенеть, создавая нежелательные шумы при контакте с актёрами или под действием ветра.

Мягкая полиэстеровая бахрома практически бесшумна, так что актёр может незаметно пройти сквозь занавес, а лёгкий сквозняк не вызовет раздражающих звуков.


Тем не менее, нитяные шторы не блокируют звук, поэтому они не подходят для целей звукоизоляции или подавления шума.

Они являются акустически прозрачными — хорошо пропускают музыку и речь, но неэффективны для шумоподавления.

Дизайнерам следует учитывать, что любой закулисный шум или реплики за сценой также будут слышны через нитяной занавес, если не принять дополнительных мер.


Движение и динамика

 Физическое поведение нитяных штор — ещё один важный технический аспект.

По своей природе свободно свисающие нити колышутся от движения воздуха или при контакте.

Это может стать художественным преимуществом — занавес может «оживать» от лёгкого ветерка, добавляя движения в статичную сцену.

Во многих постановках специально используют вентиляторы или потоки воздуха, чтобы мягко колыхать нити, создавая завораживающие световые узоры, похожие на дрейфующий дым или мерцающую воду.

Например, в инсталляции можно разместить скрытый вентилятор на уровне пола, чтобы заставить занавес медленно волноваться, формируя гипнотические световые эффекты.


Актёры также могут приводить нитяной занавес в движение, проходя сквозь него.
Как было показано в примере шоу MUTE, бег сквозь бахрому создаёт эффект эффектного рассеивания нитей — они расходятся вокруг человека и затем плавно возвращаются на место .

В отличие от жёсткой двери или панели, нитяной занавес автоматически «восстанавливается» после прохода, что идеально подходит для создания сценических иллюзий или эффектных появлений.

Движение нитей обычно мягкое; каждая нить имеет небольшую массу, поэтому после толчка они быстро замедляются из-за сопротивления воздуха.


Если требуется, чтобы занавес восстанавливался быстрее, можно утяжелить нижнюю часть каждой нити (некоторые специализированные модели штор снабжены небольшими грузиками или тонкими цепочками внизу).

Однако добавление веса уменьшает «плавающий» эффект, поэтому это всегда вопрос дизайнерского баланса.

Следует также отметить, что запутывание нитей обычно не является проблемой при нормальной установке — нити естественно свисают вниз под действием гравитации и разделяются между собой.


Проблемы могут возникнуть при сильных боковых ветрах или если кто-то закрутит занавес: в этом случае нити могут обвиться друг вокруг друга.

На открытом воздухе при сильном ветре нитяные шторы могут путаться или завязываться в узлы, поэтому для уличных инсталляций может потребоваться особая осторожность (например, закрепление отдельных секций или выбор гибридных конструкций из нитей и цепочек).

В нормальных условиях в помещении запутывание чаще всего происходит при транспортировке или распаковке.


Производители рекомендуют для перевозки обвязывать занавес в нескольких местах (вверху, посередине и внизу), чтобы предотвратить спутывание нитей .

Что касается прочности: качественные полиэстеровые нити обладают высокой прочностью на разрыв, поэтому они не рвутся при обычном обращении.

Тем не менее, следует избегать зацепления нитей за острые предметы; при сильном натяжении отдельная нить может порваться.

Если несколько нитей порвутся, это обычно почти незаметно на фоне сотен остальных, но регулярные повреждения на одном участке лучше избегать.

Некоторые производители поставляют запасные нити для замены при необходимости.


Уход за нитяными шторами

 Уход за нитяными шторами требует определённого внимания, чтобы избежать запутывания нитей.

Очистку можно проводить с помощью пылесоса с насадкой-щёткой или осторожной стиркой.

В спецификациях компании Rose Brand отмечается, что нитяные шторы можно стирать в стиральной машине в деликатном режиме, если предварительно сложить их в складки, слегка перевязать и поместить в специальный мешок для стирки .

Занавес нельзя подвергать центрифугированию; его следует подвешивать для естественной сушки, чтобы нити распрямились под собственным весом.

Этот процесс показывает, что, хотя уход за нитяными шторами вполне возможен, на него следует закладывать дополнительное время для аккуратной обработки.


При хранении рекомендуется держать нитяной занавес на рулоне или в свободно перевязанном состоянии, чтобы минимизировать накопление пыли и предотвратить запутывание нитей.

В очень сухих условиях может возникать лёгкий эффект статического электричества (из-за чего нити начинают слипаться друг с другом), но применение антистатического спрея или просто обычная влажность театрального пространства обычно решают эту проблему.

Со временем нити могут немного растягиваться, особенно если занавес подвергается длительным нагрузкам или натяжению.

Периодическая проверка длины нитей и аккуратная подрезка слишком вытянувшихся концов помогут сохранить занавес ровным и ухоженным.


Итог

 С технической точки зрения нитяной занавес ведёт себя почти как пористая мембрана — активно взаимодействуя со светом и визуальными эффектами, минимально влияя на звук и мягко реагируя на физические движения.

Понимание этих свойств позволяет дизайнерам максимально эффективно использовать преимущества нитяных штор (великолепное освещение, гибкая сценография), одновременно учитывая возможные ограничения (управление ветром, соблюдение норм пожарной безопасности и бережное обращение).

При правильном подборе и установке нитяные шторы становятся надёжными, безопасными элементами сценографии, способными выдерживать требования живых выступлений и выставочных проектов.


Известные продукты и производители нитяных штор

Ряд производителей предлагает нитяные шторы, специально разработанные для сценографического применения.
Ниже представлен обзор некоторых ведущих вариантов, начиная с итальянской серии Tripolina от Peroni и далее:


Нитяные шторы Peroni “Tripolina” (Италия):


Tripolina — это серия сценических нитяных штор производства компании Peroni S.p.A., доступная в разных версиях, таких как NTR Tripolina (стандартная) и NTL Tripolina Lurex (с металлическими нитями).

Эти шторы изготавливаются из IFR-полиэстера (в версии с люрексом состав около 90% полиэстера и 10% металлической нити) и имеют относительно высокую плотность — около 450 г/м², что обеспечивает плотный внешний вид (NTL – Tripolina Lurex – Materials for string curtains – Peroni SPA).

Они выпускаются модулями шириной около 200 см и могут производиться в значительных высотах для оформления крупных сцен (NTL – Tripolina Lurex – Materials for string curtains – Peroni SPA).


Нитяные шторы Tripolina известны своим «оригинальным слегка полосатым» визуальным эффектом на сцене и часто используются для создания прозрачных задников.

Peroni предоставляет сертификацию огнестойкости по классу 1 (в соответствии с итальянским стандартом UNI 9177 и европейским стандартом EN 13501-1, категория B-s1-d0), что гарантирует соответствие нормативным требованиям (NTL – Tripolina Lurex – Materials for string curtains – Peroni SPA).

Каталог компании подчёркивает сценографические возможности Tripolina:
эти шторы могут выглядеть как сплошная стена или как полупрозрачная вуаль в зависимости от освещения, а актёры могут свободно проходить сквозь них без необходимости открывать какие-либо разрезы.

Также Peroni предлагает родственные продукты, такие как драпировки Strippix (QSX), которые концептуально схожи с нитяными шторами, но состоят из более широких полос материала, а не из тонких нитей.


Нитяные шторы ShowTex “Spaghetti” (Глобальный производитель):


ShowTex — один из мировых лидеров в производстве сценических тканей — выпускает серию нитяных штор Spaghetti®, широко используемых в театральных и событийных проектах.

Линейка Spaghetti включает варианты, такие как Spaghetti Event, Spaghetti Budget и Spaghetti Event Lurex.


Spaghetti Event — это тонкая, постоянно огнестойкая нитяная штора из 100% полиэстера, с плотностью около 300 г/м² .

Она выпускается панелями шириной 210 см и длиной до 12 м, стандартная верхняя отделка — 30 мм липучка Velcro для лёгкого крепления .

ShowTex предлагает их в широком ассортименте стандартных цветов и в блестящих металлических вариантах (с люрексом) .


Шторы Spaghetti изготавливаются из IFR-полиэстера (или Trevira CS), соответствующего стандартам NFPA 701 и европейским нормам пожарной безопасности.

Особенностью нитяных штор ShowTex является возможность цифровой печати: например, можно напечатать градиент или изображение, распределённое по нитям для создания креативных эффектов .


Другой продукт — Spaghetti Event Lurex — использует металлические нити для создания сверкающих золотых или серебряных штор (Spaghetti Event Lurex – string curtain – ShowTex), идеально подходящих для эффектных оформлений.

А для проектов с ограниченным бюджетом предусмотрена облегчённая и более доступная версия — Spaghetti Budget, выполненная также из огнестойкого полиэстера (Spaghetti Budget – String curtains – ShowTex).

Помимо тканевых нитей, ShowTex предлагает также шторы SlitDrape (из разрезанной фольги или ткани) и цепочные занавесы Spirelli, давая дизайнерам альтернативные варианты для создания похожих визуальных эффектов.

Шторы серии Spaghetti использовались во множестве проектов — от авангардных концертов Бьорк до сценических декораций для гастрольных мюзиклов, что делает их проверенным выбором в профессиональной сценографии.


Шторы “Macau” и “Las Vegas” от Gerriets (Германия):


Gerriets — немецкая компания, известная своими театральными текстилями, предлагает в своём ассортименте нитяные и полосовые занавесы.

Штора Macau — это элегантный нитяной занавес из IFR-полиэстера, возможно названный в честь гламурной атмосферы казино Макао.

Шторы Macau выпускаются стандартной шириной 200 см, с возможностью индивидуального увеличения ширины по заказу, и могут достигать высоты до 9 метров (или выше при крупных заказах) .

Каждая нить имеет диаметр около 1,3 мм, что придаёт ей слегка утолщённый, шнуроподобный характер .


Верхняя отделка может быть адаптирована к требованиям клиента (карман для трубы, сборочная тесьма, липучка Velcro или люверсы).

Компания Gerriets подчёркивает, что Macau идеально подходит для использования в театре, на мероприятиях и в интерьерах, обеспечивая «уникальные визуальные эффекты».


Также в ассортименте имеется продукт под названием Las Vegas — это так называемый «разрезной занавес» (slash curtain), изготовленный из полосок ПВХ — по сути, это бахрома с металлическим блеском (на 100% из ПВХ), очень лёгкая (около 90 г/м²) и сильно отражающая свет, часто используемая для ревю и эффектных шоу.

Las Vegas поставляется полосами шириной 91 см и обладает огнестойкостью в соответствии с немецким стандартом DIN 13773, что достигается благодаря составу из ПВХ.


В сравнении:
Macau — это классическая мягкая нитяная штора из ткани,
а Las Vegas — это сверкающая бахрома из металлической плёнки.

Компания Gerriets предлагает оба продукта как часть своей линейки сценических текстилей и может индивидуально шить их в различные конфигурации.

Оба занавеса предназначены для достижения разных эффектов: Macau — для утончённого текстильного оформления, Las Vegas — для создания эффектного глянцевого блеска.


Дизайнерские нитяные шторы Rose Brand (США):

 Rose Brand — крупный американский поставщик театральных тканей, предлагает Designer String Curtains, которые использовались как в музеях, так и на мероприятиях вроде Arnold Classic.

Их стандартные нитяные шторы изготавливаются из 100% IFR-полиэстера, с плотностью около 300 г/м², с приблизительно 16 нитями на дюйм по ширине панели — очень схожая спецификация с шорами ShowTex Spaghetti.

Также в ассортименте есть шторы из люрекса (Lurex String Curtains) — полиэстер с металлическими нитями (~180 г/м²) для создания эффекта блеска, а также Premium String Curtain, имеющая гораздо большую плотность — около 600 г/м², с 13 нитями на дюйм (что достигается за счёт утолщённых или двойных нитей).


Обычно шторы Rose Brand поставляются панелями шириной от 3 до 5 футов и высотой около 10 футов (например, стандартные размеры — 9,5′ x 4′ или 5′), однако возможно изготовление по индивидуальным размерам.

Цветовая палитра включает как однотонные, так и металлизированные варианты.


В линейке также есть так называемые дождевые занавесы (rain curtains), которые немного отличаются — они сделаны из тонких полос милара или винила (похожих на «блестящий дождик») для оформления праздников и специальных событий (Designer Rain Curtains from Rose Brand).

Однако собственно нитяные шторы Rose Brand — это текстильные изделия, предназначенные для постоянных или изысканных инсталляций.

Компания предоставляет детальные спецификации и инструкции по уходу (в том числе рекомендации по деликатной стирке с предварительным связыванием занавеса в пучок).


Их нитяные шторы использовались в проектах вроде инсталляции в Музее стекла и на сцене Arnold Classic, что подтверждает их пригодность как для художественных, так и для развлекательных целей.

Одна из заметок в портфолио Rose Brand подчёркивает, что такие шторы «обеспечивают элегантное дизайнерское решение для мероприятий высокого уровня и отлично подходят для проекций и освещения».


Другие производители и альтернативы:

 Помимо Peroni, ShowTex, Gerriets и Rose Brand, другие поставщики также предлагают нитяные шторы для театральных и выставочных нужд.

Некоторые компании создают индивидуальные нитяные шторы с особыми характеристиками, такими как особенная плотность, нестандартные цвета или специальные текстуры нитей.

Например, специализированные компании по оформлению мероприятий могут производить нитяные шторы с использованием нейлоновых нитей для усиления прочности или для наружных установок.

Также существуют нитяные шторы, разработанные специально для помещений с высокой влажностью, где используется модифицированный полиэстер или синтетические нити с водоотталкивающими свойствами.


Бюджетные альтернативы включают нитяные шторы для домашнего декора — они доступны в интернет-магазинах и магазинах товаров для дома.

Однако такие продукты обычно не соответствуют профессиональным стандартам пожарной безопасности и имеют меньшую прочность, поэтому они не рекомендуются для театрального или коммерческого использования.

Эти шторы могут быть выполнены из хлопка, вискозы или дешёвых синтетических материалов, которые легко воспламеняются и не проходят сертификацию.


Другие решения, такие как занавесы из бусин, полосок ткани или цепочек, иногда используются вместо нитяных штор для создания аналогичных эффектов.

Бусинчатые занавесы (из акрила, дерева или металла) могут создавать более выраженный визуальный и звуковой эффект при движении, но они тяжелее и менее прозрачны.

Цепочные занавесы (например, Spirelli от ShowTex) прочнее и подходят для внешнего использования, но они не обладают мягким, текучим качеством нитей.

Таким образом, выбор между нитяными шторами и альтернативами зависит от желаемого визуального эффекта, акустических требований и условий эксплуатации.


Заключение

Нитяные шторы представляют собой уникальный элемент сценографии, совмещающий легкость, гибкость и выразительность.

Их способность пропускать свет, звук и движение при этом обеспечивая зонирование пространства делает их чрезвычайно полезными для театра, концертов, выставок и мероприятий.

При правильном выборе и установке нитяные шторы могут стать мощным художественным инструментом — от создания загадочной атмосферы и эффекта глубины до служения холстом для проекций.

Огнестойкие материалы, разнообразие цветов и текстур, простота транспортировки и богатство дизайнерских возможностей обеспечили нитяным шторам прочное место в современном сценическом и выставочном дизайне.